«Сказкотерапия»
Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо-эмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как сертифицированные детские психологи, так и обычные родители, хотя и в более простой форме.
Сказка – это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Дети, которым читают сказки с раннего возраста, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.
Суть метода лечения сказкой.
Вымысел, метафора, волшебные превращения, которые несет в себе сказка, вызывают у слушателя множество самых разнообразных эмоций: негодование, радость, удивление, восторг, гнев, страх, жалость, восхищение. Рассказывая ребенку сказку, мы погружаем его в удивительный мир, полный необыкновенных происшествий.
Проживание происходящих с героями событий, наблюдение за поведением, реакциями, последствиями слов и поступков и составляют основу терапии. Решение внутренней проблемы слушателя происходит на глубинном, подсознательном уровне, передача «послания» — ценностей, истин, способов выхода из сложной ситуации – происходит естественным путем.
Проблемы, при которых применяется сказкотерапия для детей, разнообразны и могут быть достаточно глубокими и серьезными:
- страхи: темноты, врачей, насекомых, чужих людей и другие;
- гиперактивность;
- агрессия;
- расстройства поведения, связанные с физиологией: переедание или отказ принимать пищу, трудности с дефекацией;
- развод родителей, появление младшего ребенка;
- потеря значимого взрослого или любимого питомца.
В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показ другой стороны происходящего.
Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:
- Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.
- Собственно терапия – решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.
- Прогностика – помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.
Основные правила сказкотерапии.
Для сказкотерапии не важно, чья это будет история: ваша, авторская или же народная, основное тут выбрать историю, которую вашему ребёнку не надоест слушать несколько раз подряд.
Чтобы не давить на детскую психику, сказкотерапию лучше проводить спустя некоторое время после того, когда с ребёнком произошла неприятная ситуация. Конечно, лучше предупредить ребенка с помощью сказкотерапии, рассказать ему, что его ждёт. Однако если уж с ним что-то приключилось, пусть отдохнёт, немного отвлечётся и тогда будет проще помочь.
Чтобы ребёнок легче смог понять, пофантазировать, нужно начать сеанс сказкотерапии словами, например: «когда-то/где-то далеко-далеко» , «давным-давно, в одном королевстве..». Это поможет ему представить место происходящего. Можно даже помочь ребёнку «превратиться» в сказочного персонажа. После этого можно нарисовать героев, слепить их из пластилина, разыграть сценку из игрушек, придумать продолжение приключений.
Терапевтические сказки – о чем они?
Наиболее популярно применение сказкотерапии — примеры сказок, созданных психологами, педагогами и родителями, говорят сами за себя. Сюжетов таких историй множество, они сочиняются мамами буквально «на ходу» и в основе имеют каждодневные бытовые ситуации. Вот один пример придуманной сказки.
«Вредная одежка».
Жил-был мальчик Петя, и он очень не любил одеваться. Как только приходило время выходить на улицу, Петя начинал плакать, топать ногами, убегать и прятаться.
В один из таких дней на прогулку с Петей решил отправиться папа.
— Петя, пойдем одеваться! На улице снег, будем лепить снеговика! Надевай комбинезон.
— Не буду! – закричал Петя, — он слишком толстый, неудобный, замок надо застегивать, штанины натягивать, пусть сам на меня надевается!
И вдруг комбинезон подпрыгнул, начал скакать вокруг Пети, толкаться, пихаться и щекотаться.
— Ай! Что такое, не надо мне такое!
— Как это не надо, ты же сам хотел, чтобы он сам надевался, — удивился папа, — ну, давай тогда сапоги надевать.
— Нет! – пуще прежнего закричал Петя, — Они синие, а я хочу красные!
Бац! – и сапоги превратились в два горячих красных огонька.
— Аааааа! – заорал Петя, — я боюсь! Убери их, папа!
— Но ты же сам хотел красные, — недоумевал папа, — ну, не хочешь, ладно. Давай тогда шапку хоть надевай.
— Я не люблю ее, она жесткая какая-то, колючая! Я хочу мягкую, пушистую!
Ррраз, – и шапка превратилась в белого кролика, он стал хлопать лапами по Петиным ушам, стучать его по голове и попытался укусить за нос.
— Пааапаааа! – завопил Петя что есть сил, — спаси меня!
— Но Петя, ты же сам хотел пушистую и мягкую, посмотри, какая чудесная шапка получилась.
— Не хочу такую одежду, я ее боюсь! Расколдуй ее скорее!